
Эти рассказы относятся к моей до-глушевской, и даже до-университетской монреальской жизни, к первому году иммиграции. Просто, было там много хорошего, есть что вспомнить в шербрукских метелях
Вечера у Ива Терьё
Предисловие
Это - сюрреалистичное место. Со0бственно, ничего уникального в нем нет. Обычная школа французского для иммигрантов и беженцев. Таких в Монреале много. Есть дневные курсы, есть вечерние. И есть куча народу со всего мира.
Днем я учился на КОФИ. Вечера были свободны. Интереса ради, я пошел записываться в "Ив Терьё" (как называлась школа).
Кафетерия школы. Длинная резноцветная очередь на собеседование. Собеседование простое - учительница говорит: "Вот, вы заблудитись в Монреале и нужно спросить дорогу к метро. Как вы это скажете?". В зависимости от ответа учеников распределяли по группам - кого в первую, кого во вторую, а кого даже и в третью. Со мной всё было сложнее. Убедившись, что я могу расспросить дорогу к метро, спросили, что я буду делать через 10 лет. Обнаружив, что я умею использовать futur simple, учительница удивилась и долго не знала, что со мной делать. Отправить ли на français écrit, или... В конце-концов, посовещавшись, меня запихнули на 5-й уровень, взяли 40 долларов и я стал частью этого замечательного мира - планетки под названием "Эколь Ив Терьё".
1. Наша группа
В группе нас было человек 18, хоть и ходили не все и не всегда. 90% - латиноамериканцы. Была также девочка-гаитянка и марокканка. А также - один виетнамец, который закончил Университет Лаваль. В Лавале вьетнамца вючили языку C, что и помогло ему найти работу в Банк Насиональ. А вот французский, в отличие от С, пришлось доучивать в Ив Терьё.
Был еще один испанец из Испании. Классный парень. Однажды на пляже он познакомился с квебекской туристкой. Слово за слово, и вот они поженились, и переехали в Монреаль, и он нашел работу как dessinateur на Автокаде. И вечерами ходил в нашу школу.
Училка у нас была классная. Истинная квабекуа, простая, веселая, любопытнай и инициативная. "Работать и учиться можно, - говорила она нам. - Например, оба своих бакалаврата и все университетские сертификаты я сделала en travaillant au même temps. Au temps partiel."
2. Курсы испанского
Группа, как я уже сказал, была почти сплошь испанофонная. Естественно, стоило училке отвернуться, все тут же переходили на испанский. Это ее сердило. "Испанский - замечательный язык, но вы же французский учите! Вот сегодня у меня в дневной группе было восемь женщин - марокканка, русская, перуанка, китаянка, иранка, румынка, тайландка и полька. Они тоже болтали - о модах, о кухне, о детях. Но - всегда на французском".
Конечно, такие увещевания действовали мало.
Мне все это очень нравилось. И когда меня спрашивали, что я делаю в Ив Терьё (раз уже знаю, как пройти к метро и как формируется futur simple ) , я честно отвечал: учу испанский язык.
ЗдОрово, в общем, было.
3. Загадочный зверь Ча
В первый же день я познакомился с симпатичной барышней из Колумбии. Мы разговорились, и она призналась, что не любит Ча. Я спросил, что такое Ча. Она ответила, что это такое животное. "Оно живет в Колумбии?" - спросил я. Оказалось, что да, в Колумбии, но встречается также и в других странах. Я спросил, какое оно из себя. Выяснилось, что Ча покрыто шерстью. Мне представилось что-то среднее между тапиром, муфлоном и морской свинкой. Иди знай, что там водится в колумбийских джунглях! Так мы беседовали долго, пока, наконец, учительница не раздала учебник с яркими картинками. На второй странице была нарисована мышка. "Вот! - торжествующе воскликнула колумбийка - Вот такими зверьками питается Ча! А я Ча не люблю!".
И тут словно пелена упала с глаз. Загадочный колумбийский зверь Ча оказался обычным "ша" - "chat", то есть домашним котом.
Больше я этой девушкой не интересовался - как можно всерьез увлечся девушкой, которая не любит Кошек???
4. Гимн Ива Терьё
Кроме латиноамериканцев, в школе были и другие люди. В том числе, украинцы и русские. А кроме того у школы был Гимн. Гимн весел за стеклом в коридоре и каждую переменку, направляясь в столовую, мы пробегали по нему глазами. Гимн был, естественно, на французском. А авторы, ученики дневной смены. Автора, собственно, два - он и она. Она - судя по имени - русская. Он - судя по имени - нет. Песенка замечательная. Жалко, что я ее не помню в рифму. А смысл такой:
"Nous sommes les immigrants
Qui ont choisi vivre au Québec
Mais pour ça il faut apprendre français.
C'est notre choix,
C'est pas une obligation" (последняя строчка повторялась 2 раза)
"C'est bom pour le travail
Et pour l'université
C'est bon!
Bon! Bon! Bon!"
Песенка мне нравилась. Долго пытался угадать, кто из авторов добавил про университет, а кто предложил "Bon! Bon! Bon!".
5. La cafeteria y los Peruanos
Кафетерия - это место, где можно пообщаться. Вовсе не обязательно что-то кушать. Вовсе не обязательно покупать кофе или чипсы в автоматах. Достаточно просто прийти.
За длинными столами сидят ученики. Каждый - в своей компании. Чтобы стать своим, достаточно подойти, сесть рядом и заговорить со всеми. Легче всего сойтись с латинос - они веселые, общительные и жизнерадостные, принимают тебя таким, как ты есть. В большинстве своем - беженцы-перуанцы. При слове "беженец" многие брезгливо поморщатся. Так вот - это был не тот случай. Толковые, умные ребята, с университетским образованием. Днем работали на фабриках, вечером учили французский. И очень жалели, что из-за отсутствия иммиграционной визы не могут пойти учиться дальше - в университет или колледж.
В латинос меня всегда восхищала их свобода.
Все остальные - украинцы, арабы, русские, китайцы - вбили себе в голову, что нужно непременно сделать карьеру. Нужно добиться определенного материального и социального уровня. Прежде чем жениться, нужно подумать, чем кормить семью. Прежде чем делать детей - а сможем ли мы дать им хорошее образование и воспитание. А вообще-то нужно купить (или построить) дом, посадить дерево и т.п..
Хорошие идеи. И ради них люди (иногда уже в очень зрелом возрасте) годами истязают себя в университетах, работают в поте лица, копят деньги...
У латинос все проще. Жить нужно просто и радостно. Работаешь на фабрике? Не беда, зато не сложно. Денег мало? Можно отключить телефон, или поселиться всемером в одной квартире. А почему бы не бросить все и несъездить на пару месяцев в Ванкувер: друзей там повидать, на пляж сходить, заодно и английский подучить. А как же работа? A работа - неволк.
Нравится женщина - так и женись. Надоедите друг другу - разведетесь. Дети будут - хорошо. Много детей - не беда. С голоду они не помрут, а дорогу как-нибудь да найдут. И из окон многоквартирных иммигрантских "хрущовок" несется музыка. А на асфальте, в теплой влажности монреальского летнего вечера, играют ребятишки всех цветов кожи. Их родители работают на фабриках, а прийдя домой откупоривают бутылку дешевого пива и врубают музыку.
И знакомый квебекуа, который уже восемь лет работает на ливрезоне в соседнем депаньоре, говорит: "На этой улице всгда праздник!".
Но я, кажется, отвлекся.